Объединенную военную школу имени ВЦИК - так теперь назывались кремлевские курсы - возглавлял Петр Михайлович Лашук. Бывший батрак, унтер-офицер царской армии, он встретил февральскую революцию 1917 года на фронте, в Пинских болотах; в июле вступил в партию большевиков, участвовал в октябрьском перевороте. В начале 1918 года П. М. Лашук работал во Всероссийском комитете по снабжению армии. Ему был доверен пост коменданта поезда, в котором переезжало из Петрограда в Москву Советское правительство во главе с Лениным. Потом партия послала Лашука готовить кадры для молодой Красной Армии. В Могилеве он руководил курсами краскомов и вместе со своими питомцами бился против белополяков.
Таков был человек, поставленный во главе Кремлевской военной школы. Курсанты очень его уважали. Петр Михайлович был не просто начальником, а старшим товарищем. Как-то он рассказал о своей работе в Комитете по снабжению в первые месяцы после Октября:
- Прихожу в вещевой отдел. Никто не работает. Чиновники - все из царских министерств. Сидит за каждым столом интендантская крыса и наглядно саботирует. Вот, товарищи, положение, хуже, чем в окопах. На фронте враг перед тобой, ясно - бей белого гада! А здесь кругом враги, но стрелять нельзя, а заставить работать - нужно. Заставили... К чему я, товарищи, об этом говорю? К тому, что нам без своих людей невозможно строить государство. Нам нужны свои, пролетарские командиры. Ну-ка, Богуславский, скажи, что по этому поводу у Маркса и Энгельса сказано?
Иван с удовольствием отчеканил:
- Революции придется современными военными средствами и современным военным искусством бороться против современных военных средств и современного военного искусства.
Мы наизусть знали любимое изречение Петра Михайловича.
Безотлучным спутником начальника школы был адъютант Михаил Петрович Годин. Пока Лашук беседовал с курсантами, осматривал помещения, наблюдал за ходом занятий, Годин успевал по каким-то неуловимым, только ему ведомым признакам, взять на карандаш наши промахи. Не раз после этого начальник собирал отделение и показывал, как устранить тот или иной недочет. Лашук стремился к практическому закреплению навыков и знаний у будущих командиров, и своему курсу следовал неизменно. Этот твердый курс военкоры однажды изобразили в стенгазете в виде дружеского шаржа-диаграммы. Кривая ее стремительно поднималась вверх: начиналась с микроскопического Година (адъютант был невозможно мал ростом), в середине стоял коренастый Лашук, а далее Искржицкий с его более чем двухметровой фигурой.
Станислав Викентьевич Искржицкий был ближайшим сотрудником П. М. Лашука. В прошлом офицер старой армии, он встретил революцию с открытым сердцем и отдавал свои знания делу подготовки новых командных кадров. Он писал для курсантов наставления по стрелковому и пулеметному делу и организовал обучение по программе военных училищ старой армии. Начальником учебного отдела работал бывший генерал К. П. Мартынов. Он проводил тактические учения, разрабатывал новые наставления. Курс артиллерии читал опытный артиллерист Сергей Николаевич Капустин, ныне генерал.
Строевой подготовкой ведал первый мой наставник в военном деле командир пулеметной роты Григорий Степанович Антонов. Позднее его назначили командиром пулеметного дивизиона. Как практик Г. С. Антонов был незаменим.
На Ходынском поле, на Поклонной горе, в окрестностях Москвы - деревнях Щукино, Татарово, Хорошево пулеметный дивизион вел учебные бои. Каждому из нас поручалось командовать взводом или ротой. Занятия шли днем и ночью, с боевыми стрельбами.
В составе школы имени ВЦИК были два пехотных батальона, артиллерийский, пулеметный и кавалерийский дивизионы и инженерная рота. Курсанты получали довольно глубокие теоретические знания, а главное - основательное знакомство с выбранным родом войск. Трехгодичный курс давал полную практическую подготовку для назначения на должность командира взвода и первые навыки для командования ротой.
* * *
Многие товарищи, вышедшие в двадцатых годах из стен Кремлевской военной школы, во время Великой Отечественной войны командовали уже дивизиями, корпусами, армиями и фронтами. В этой школе учились Маршал Советского Союза С. С. Бирюзов, Маршал бронетанковых войск П. А. Ротмистров, генерал-полковник артиллерии К. П. Казаков, дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант А. И. Родимцев. Свыше 200 ее воспитанников стали маршалами и генералами Советской Армии. Кремлевская школа оказалась богатейшим источником военных талантов, которые выявила и вырастала наша Коммунистическая партия.
* * *
Слушатели школы имени ВЦИК несли в Кремле караульную службу. Кто из бывших кремлевцев не помнит пост № 27! У многих с ним связаны самые дорогие воспоминания.
В мае 1921 года командир взвода перед разводом караула объявил:
- Курсант Лобачев - на пост номер двадцать семь.
На всю жизнь я запомнил теплый весенний вечер. Лучи заходящего солнца светлой дорожкой легли по коридору к квартире В. И. Ленина. Отсюда - выход в помещения Совнаркома. Я крепко сжимал трехлинейную винтовку. Вдруг открылась дверь и мимо поста быстро прошел В. И. Ленин.
- Здравствуйте, товарищ! - и Ильич приветливо посмотрел в мою сторону.
- Здравствуйте, товарищ Ленин!
И снова летят часы в ожидании, когда пройдет Владимир Ильич.
Шаги на каменной лестнице заставляют приготовиться к сдаче поста.
- Смена, смирно! - командует разводящий. - Смена, на пост, шагом марш!
Шаг вправо. Рядом, повернув голову для приема поста, встает новый часовой.
- Пост номер двадцать семь по охране входа в квартиру товарища Ленина сдан.
- Пост номер двадцать семь по охране входа в квартиру товарища Ленина принят.
В другой раз летним утром я стоял в карауле у Спасских ворот. Около семи часов к выходу из Кремля подошел Владимир Ильич. Как и всегда, он предъявил открытым пропуск, улыбнулся и поздоровался. Ленин направился вдоль Кремлевской стены. Он часто выходил сюда, к братским могилам героев Октября.
Нам посчастливилось в эти годы видеть любимого вождя, ощутить на себе его трогательное отношение к простому человеку. Будучи в карауле у боевых красных знамен в дни XI съезда партии, я слушал Ленина. Мне также довелось присутствовать во время выступления Ильича на IX Всероссийском съезде Советов. Для нас, молодых коммунистов, те дни оказались великой школой политического воспитания.
===========
Источник: Лобачев А. А. Трудными дорогами. — М.: Воениздат, 1960