Регистрация на сайте
Забыли пароль?
 
   
 

ЛИЧНАЯ СТРАНИЦА

Записная книжка пользователя - Лебедев Анатолий

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА
14.08.2009   08:25
Кавалерия
Как род войск прекращала свое существование. В конце декабря 1951-го мы с Васей Злобиным в Хозяйственном управлении Минобороны стояли навытяжку перед генералом Лысовым. "С какой стороны запрягают лошадь? Сколько раз поят? Какой водой?" Стремительно вспоминаем детство и юность, стараемся четко, как подобает лейтенантам, отвечать генералу. "Вот что, сынки, с отделением солдат, из сельских ребят, поезжайте в Прикарпатский военный округ. Мы дали им директиву отобрать восемь лучших коней для кавклуба Буденному. Путь не близкий, будете ехать эшелоном. Ваша задача: наряду с охраной, во-время кормить, поить, чистить коней и привезти их на станцию
"Воробьевы горы" Окружной железной дороги, где вас встретят работники кавклуба и примут драгоценный груз. Оружие с собой возьмите-бандеровцы еще
"шалят".
Отобрали солдат, получили сухой паек, пассажирским до Мукачево, с помощью военного коменданта нашли нужную войсковую часть и вскоре началась погрузка коней в эшелон. Эшелон состоял из двух вагонов: Четырех-осного большого товарника для коней и корма и двух-осной "теплушки" с нарами и железной печкой посредине для нас. По широкому досчатому настилу коней за узду заводили в вагон. Мы с Васей принимали документацию, сбрую, ведра, корм и еще что-то...У грузивших коней не все шло благополучно: белый красавец, порвав узду, никак не хотел идти по досчатому настилу. Только несколько человек, ухватив его возжами под зад, затащили в вагон. У коменданта станции мы получили каменный уголь для нашей печки, стеариновые свечи в фонарь для освещения. Поздно вечером наш эшелон в составе товарного поезда двинулся в путь с длинными-длинными переездами, с долгими-долгими стояниями: Чоп, Ужгород, Львов, дальше-на Москву. Новый, 1952-ой встретили во Львове. И еще почти неделя до "Воробьевых гор". Пятый час утра. Кавклубовцы встречают. Мы сдаем документацию, предупреждаем о белом красавце. "У нас не забалует!". И..., снова, как в Мукачеве, порвав узду, наш красавец помчался по еще спящей Москве. Ловить скакуна в нашу "боевую" задачу не входило, да и кавклубовцы могли это сделать сами. С карабинами за плечами и пустыми вещмешками в пешем строю двинулись в Черныши.
13.08.2009   07:58
В карауле
"Бог создал любовь и дружбу, а черт-караульную службу" -услышал ненароком от кого-то в первый же день. Подготовка, отдых, получение у старшины роты оружия (ППШ, револьверов "Наган"-солдатами и сержантами, ТТ-офицерами), патронов, развод караулов с проверкой знаний устава и инструкций, получение пароля начальниками караулов у офицера, заступающего дежурным по караулам,...прибытие на охраняемый объект, смена, несение службы...Через сутки-смена, возвращение в расположение роты, сдача оружия и патронов... И так "через день на ремень" солдаты и сержанты, чуть реже-офицеры. Позже появится возможность заступать "через два на третий". Остальное время-боевая подготовка: строевая, физическая, стрелковая (огневая), тактика, уставы, политподготовка... Случись война-не все же останутся в полку.
Моим первым караулом, в который через неделю заступил начальником, был Второй. Напротив Блаженного. Весь тыл. Моим помощником заступил сержант Миронов-мой помкомвзвод, разводящими-командиры отделений взвода. Тишину караульного помещения изредка нарушал перезвон курантов на Спасской. Проверка знаний устава и инструкций, осмотр внешнего вида, инструктаж, отправление смен на посты,проверка несения службы на постах. Сам уставные положения "назубок" помнил еще с училища, а вот инструкции и прочую специфику службы в полку с большим тактом мне помогали осваивать сержанты и старшины. Их доброжелательное отношение ко мне-ровеснику первогодкам-солдатам я почувствовал с первых дней пребывания в полку. Не снисходительность, в которой обладая училищной подготовкой, я не нуждался, а ненавязчивая, "по ходу" их "подсказка" очень помогала мне.
12.08.2009   08:19
Взводные
Нас, "верховников" (так тогда называли "кремлевцев"), прибыло в полк по директиве Генштаба, "выхлопотанной" только что ставшим командиром 4-го ОСПО
Героем Советского Союза гв.полковником Винокуровым Федором Ивановичем, 10 выпускников: Ваня Павлов, Ваня Винтин, Жора Пензев, Гоша Шмованов, Эрик Исаев... А в январе 50-го, до директивы, командирами взводов стали выпускники Вася Злобин, Володя Матушкин. Не знаю, как командир лично отбирал к себе в полк взводных, но до сих пор помню, как "отобрал" нас с Ваней Винтиным. Взвод сдавал госэкзамен по физподготовке. Чуть в стороне, на лавочке стадиона сидели полковник со звездой Героя и подполковник. Моя очередь "к снаряду". Турник, брусья, конь, канат-все четко. "Методический" вопрос билета, который, естественно, тянул "левой рукой": Акробатический кувырок вперед... Не получался он у меня. Единственный во взводе, кто его делал-Ваня Винтин. Решение созрело мгновенно: "Курсант Винтин выйти из строя... Показываю страховку при выполнении кувырка вперед". Ваня кувыркнулся, а я, выполнив страховку снизу руками под спину, доложил: "Курсант Лебедев ответ закончил".
В том 50-м в полку было немало командиров взводов-участников Великой Отечественной. Командиром 1-го взвода нашей роты был Боря Ильинский, ставший для меня образцом командира и просто человека на всю жизнь: неторопливый, внимательный, прекрасный методист, умеющий щедро и ненавязчиво делиться своими знаниями и навыками с другими.
11.08.2009   08:03
Стрелковый полк
26 сентября 1950 года на строевом плацу нам вручили офицерские погоны. Позади марш-броски, тактические занятия и учения, стрельбы из всех видов стрелкового оружия, классные занятия по истории военного искусства, артиллерии,... парады на Красной площади, почетные караулы, эскорты. Мне в октябре "стукнет" 20. Впереди целая жизнь.
На следующий день в штабе училища мы получали предписания с указанием когда и куда прибыть для дальнейшего прохождения службы и отпускные билеты с проездными документами. Впереди месяц отпуска, а дальше: "В распоряжение Хозяйственного управления Министерства обороны"-значилось в моем предписании. Название "Хозяйственное управление" как-то сразу сводило на нет всю романтику военной службы. Какое-то утешение-г.Москва и ... известная поговорка: "Меньше взвода не дадут...", а уж что дальше Кушки не пошлют-было ясно. Я не был связан "семейными узами" и место не имело значения.
Отпуск пролетел незаметно и в конце октября я был в бюро пропусков второго дома Министерства обороны. Ко мне вышел кто-то из сотрудников Хозяйственного управления, сделал отметку на моем предписании и рассказал, как доехать до Чернышевских казарм на Павловской 8.
Штаб 4-го отдельного стрелкового полка охраны Министерства обороны. Дежурный указал кабинет начальника штаба. "Товарищ подполковник! Лейтенант Лебедев прибыл для дальнейшего прохождения службы" -Второй батальон. На первом этаже. "Товарищ подполковник! Лейтенант..." -Шестая рота. "Товарищ капитан..." -Старшина! Постройте второй взвод... "Вот вам командир. Лейтенант Лебедев. Прошу любить и жаловать". Ушел. "Я родился 6 октября 1930 года в Ярославской области, в 1948 году окончил 10-й класс, поступил в Московское Краснознаменное пехотное, закончил в сентябре...по первому разряду"-зачем-то добавил в заключение-"Взвод, разойдись!". Пошел в канцелярию. Вдогонку в роте негромкий шум: "Взводный-то с нашего же 30-го". Другие взвода роты были старше, а сержанты еще старше на 2-3 года.