Регистрация на сайте
Забыли пароль?
 
   
 

ЛИЧНАЯ СТРАНИЦА

Записная книжка пользователя - Лебедев Анатолий

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА
10.08.2009   07:46
Преподаватели
Закончив неплохо десятый, я без особых усилий осваивал "гуманитарную" часть училищной программы: уставы, артиллерию, огневую, топографию, военное искусство..., а геноссе хауптман-невысокая, стройная, только в военной форме-после того, как я наизусть прочёл ей "Лорелею" Гейне (десятый класс), перевела меня в свой "резерв главнокомандования" и спрашивала только для исправления ответов других курсантов взвода. У полковника Богомолова, преподававшего артиллерию, была поговорка, которую мы все знали: "Капустин (С.Н.автор учебника) знает артиллерию на 5. Я знаю на 4 с плюсом. Вы ответили на...". И непременно добавлялось "с плюсом", или "с минусом". В памяти осталось (скорее, как аванс): "Вам 5..."с минусом".
Для стрельб из 82-мм батальонного миномета выезжали в Солнечногорск на Рединский полигон. Наш "огневик" к-н Шевченко добивался от нас безукоризненной, с математической точки зрения, подготовки данных для стрельбы. "Середина узкой вилки. Огонь на поражение"-завершал наши старания. А из противотанковой сорокапятки стреляли на своем стрельбище в Кузьминках: в ствол орудия вставлялся ствол винтовки и стрельба по мишеням велась винтовочными патронами. На госэкзаменах сдавали матчасть 19-ти видов стрелкового оружия, включая "максим", а практические стрельбы из СКС, АК, РПД велись на Рединском полигоне. Со строевой все без слов ясно, а перекладину и коня осваивать помогал командир взвода л-нт Ильичев Владимир Петрович-выпускник нашего училища, в "коробочке", наверняка, ходил "тормозным" в 10-ой шеренге. "У тебя длинные хорошие мышцы! Вот так! Работай!" Работал. Коня рота прыгала каждый раз, следуя на обед. Результат: госэкзамен "отлично", а в полку-первое место в офицерском многоборье.
09.08.2009   11:46
В почетном эскорте
Начало июля 1950-го. Нестерпимая жара. В подмосковной Барвихе умер выдающийся деятель болгарского и международного рабочего движения Георгий Димитров. В Колонном зале Дома Союзов Москва простилась с телом Димитрова. Гроб на лафете медленно движется по улице Горького к Белорусскому вокзалу. В почетном эскорте-батальоны Московского Краснознаменного. Винтовки на плечо и...медленный шаг. Вдоль улицы слева и справа в одношереножном строю солдаты с карабинами-дивизия Дзержинского. Пушкинская...Маяковского...медленно, под жгучим солнцем, печатаем шаг. Вдруг грохот падающего на мостовую карабина, падает солдат. Подхватывают, уносят. Еще...еще... Через 30 лет в Софии я буду стоять (да, стоять, а не идти) у гроба Георгия Димитрова в его Мавзолее. Болгары-гвардейцы в красивой парадной старых времен форме застыли на своих постах. Буду всматриваться в простое лицо лежащего в гробу, а память...память того июльского дня будет стоять рядом.
Вспомнил Болгарию, работу с Варшавянами и чуть-чуть отступаю от заголовка этой записи. Пловдив. Стоит над горою Алеша в Болгарии русский солдат. Там же рядом с постаментом Алеши-куб из черного мрамора-памятник Александру Второму-освободителю от турецкого ига. Слышал, что экстремисты предлагали убрать Алешу, а что с Мавзолеем Димитрова сейчас-не знаю.
09.08.2009   08:18
Сталину-70
21 декабря 1949-го. С обеда бегом в казарму, переодевание во все парадное, получение "парадных", отлакированных, с новенькими ремнями, винтовок. В состав почетного караула, провожавшего Маршала Толбухина, включены еще четверо. Новобасманная, военный комендант генерал Синилов придирчиво осматривает каждого. Помня его слова, сказанные в октябре, что МЫ-ЭТО НЕ МЫ, а лучшие представители Вооруженных Сил, защищавшие Сталинград и штурмовавшие Берлин, надели ордена и медали...не свои. Мне командир взвода нашей роты к-н Коровин дал орден и 3 медали на одной колодке. Теперь у всех почетников что-то на груди блестело и на следующий день на фото в "Правде" без труда определяли какая смена на нем.Сцена Большого театра. Громаднейший, несколько рядов, президиум. В газеты попадает первый и в промежутках кто-то из второго. Сталин, Мао Цзе-дун, Хрущев, Долорес Ибарурри, еще, еще представители рабочих и коммунистических партий всех стран, заслуженные люди нашей страны. Нарядное убранство, цветы, транспоранты... Мы, как украшение сцены, стоим сзади на возвышении. Слева 3 знаменосца родов войск с двумя ассистентами, справа 3 знаменосца (один наш) и два ассистента. Ассистенты и знаменосец-кремлевцы. Больше двух часов шло Торжественное заседание. Каждый выступавший 3-5 минут провозглашал здравицы в честь "великого вождя и учителя". В нашу смену с трудом подбирая слова на ломаном русском языке выступал поляк. И тут вдруг прозвучал глуховатый медленный голос Сталина: "Скажите что-нибудь по-польски". Никто уже не слышал, что говорил еще поляк-все пространство Большого: партер, лоджии взорвались в овациях, все встали и долго, долго аплодировали... Несколько лет подряд ежедневно газеты печатали нескончаемый поток приветствий вождю.
08.08.2009   07:31
Идти не в ногу
7 ноября 1949-го. Раннее утро. "Подъем!" Все в темпе: завтрак, по машинам, нарядные улицы Москвы, Софийская пабережная, построение. "На пле-чо!" Через Большой Каменный... Я в третьей шеренге, в середине... Вдруг нога не чувствует привычного асфальта: вот он появился раньше, а вот...провал... За полу моей шинели хватается сосед слева... Фонарь на мосту клонится в сторону... "ИДТИ НЕ В НОГУ...НЕ В НОГУ,,,НЕ В НОГУ!" Мы, два батальона в зимнем обмундировании с винтовками, в кованных железом сапогах раскачали Большой Каменный. Так и "шагаю" я по нему и по своей памяти и по сй день.
Боровицкие, Манежная, Красная... Приподнятое, несколько взволнованное настроение...Вот сейчас... "..НА КРА-УЛ!" Взметнулись штыки винтовок, отдавая честь Командующему парадом. Сейчас...В темпе: "ЗДРАВ ЖЕЛ ТОВ МАР СОВ ЮЗА!"..."УРА-А-А..." ..."К ТОРЖЕСТВЕННОМУ МАРШУ, ПО-БАТАЛЬОННО..." Училище, как и всегда по традиции, закрывает "пешую" часть парада. Что через всю жизнь в памяти? Трибуна Мавзолея? Сталин?-нет. Аплодисменты. Аплодисменты трибун. Аплодисменты от Исторического до Спасских. Это и нам,Московскому Краснознаменному, в "коробочках" батальонов с безукоризненным равнением и железным (в прямом смысле) грохотом сапог по главной брусчатке России, и всем прошагавшим батальонам академий, училищ, дивизий, полков.